Луи Мари Гриньон де Монфор. Его маленький трактат “Тайна Пресвятой Богородицы” (Св. Гриньон де Монфор. Тайна Пресвятой Богородицы. Перевод М.Н. Гаврилова. “Жизнь с Богом”, Брюссель, 1953) — жемчужина марианского богословия. Это книга книг, Тайна тайн. Путеводитель для идущих тесными вратами, ищущих ключа от Царства Небесного. Одна эта небольшая брошюрка, в которой всего-то чуть более пятидесяти полстраничных параграфов, стоит тысячи томов, ибо может переродить, возродить...
С тех пор, как она была найдена (спустя более ста лет после кончины автора), она выдержала 130 изданий. Ей внимали самые благочестивые и тонкие умы Европы. Одних только братств святого Монфора под разными названиями (“Церковь Сердца”, “Братство Царицы сердец” и др.) существует в странах западной Европы более десяти. Его руководство к святости бесценно и может быть поставлено в один ряд с шедеврами святых отцов: “Лествицей”... Это одна из редчайших книг, образующих ум и сердце.
Время не освящать, а преображать. И премудрости, уложившейся на каких-нибудь двадцати страницах, хватает на годы скорбей, утешений и работы над собой.
Кто этот человек, для России совершенно безвестный, в том числе и для богословов? Папа Римский Иоанн Павел II, по его словам, потрясенный книгой Монфора об истинном служении, стал верным Приснодевы, Ее рабом...
Сохранилось изображение Луи Мари де Монфора. Мягчайшее, даже женственное лицо, просветленное богородичными печатями, осиянное Пренебесным Светом... Однако де Монфору присуща и другая ипостась: мужественный рыцарь, попирающий главу дракона.
Из каких источников исходил де Монфор? Из неких рукописей, найденных в пещере, из непосредственных откровений? Наивный вопрос! Великое устремление к святости дарует способность непрерывного духовного откровения тем, кто заключил завет с Богом.
По естеству, полагает сам де Монфор, человек не способен к восприятию благодати Божией. Необходимо коренное изменение его природы, которое и производит Пречистая Дева Мария, призывая души в свой завет. Она очищает нас в Своей Нетварной Утробе, дабы и мы могли принять в недра свои ипостасные откровения Сына Божия в Его неизреченной полноте.
Падшие дети рода Адамова, мы поныне в завете с дьяволом. Завет с нечестивой супротивницей Пречистой трансформировал наши души, так что, вступая в тонкую связь с блудницей вавилонской, мы порождаем невидимых чудищ, рои и легионы бесов. В завете с Божией Матерью плоть становится ангельской. Потому благодатный путь христианства будущего, тайна святости доступна лишь единицам. Эту тайну невозможно раскрыть ни в одной книге, ее можно лишь передать в сокровенных начертаниях, от сердца к сердцу или из уст в уста. Или воспринять непосредственно свыше.
Чудо трактата де Монфора в том, что в нем представлен конкретный путь к стяжанию полноты даров Духа Святого. В нем видится подлинное сокровище православия. Здесь точка пересечения Восточной и Западной Церквей.
Надмирные откровения облекаются в зримые образы или в слово. Ее явление на улице Бак в 1830 году сопровождалось видимым преображением и словом. В иных местах Божия Матерь молчаливо преображается, в других — открывает тайны, говорит...
И хотя, мы полагаем, де Монфор не имел непосредственных зримых, видимых явлений Божией Матери, Ангел диктовал ему. Вновь открытые миру трактаты де Монфора — очередная страница в Белом Евангелии. Потому “Тайна Пресвятой Богородицы” заслуживает быть рассмотренной здесь как одна из самых существенных глав.
“Случайно”, поистине чудесно обнаруженные рукописи де Монфора содержат тайный ключ к заключению завета с Пречистой Девой. В книге “Истинное почитание Девы Марии” (De Montfor, Saint Louis-Marie Grignion. True Devotion to the Blessed Virgin. New York. 1909) открывается Тайна тайн. Если просто тайны — средства достижения святости, секреты узкого пути и ключи к освящению и очищению личности, то Тайна этих тайн — само обращение к Пренепорочной и вступление в завет с Ней.
Пренебесная тайна открывается в самой ипостаси (имени, миссии) Пречистой Девы как Посредницы (в православном толковании Ходатаицы). Слишком долго пользовались мы посредующими орудиями дьявола. Не пришло ли время обратиться к посредничеству Той, Которая выводит нас на прямую стезю к Вышнему, к горе Голгофской и Фаворской?... Воистину, Посредница, Медиатрисса, приводящая нас от адского дна к Седьмому Небу!...
В 1830 году Царица открывает свою брань с Красным Драконом. А далее, указав, что предстоит великое сражение, в котором Она одержит победу, Предводительница воинств Саваофовых подает нам оружие — святой Крест и Свое Сердце. Катрин Лябуре Она открывает чудотворный медальон, просиявший по всему лицу земли. Им поныне окормляются тысячи душ.
И вот наступает 1842 год — очередная глава в надмирном повествовании Пречистой Девы. Молодой священник Братства Монфора, что в столице Франции, расположенном в обители Сен Лоран на улице Севр, по благословению духовника решается вскрыть старинный сундук в подвале этого дома. Проржавевший замок с трудом поддается, и взору священника предстают атрибуты старинном гардероба: монашеские ризы вперемешку с солдатской амуницией. На дне сундука священник обнаруживает большую рукопись. Несмотря на пожелтевшие страницы и поврежденный переплет, от фолианта исходит таинственный благоуханный аромат. Священник отнес запыленные рукописи аббату. Почерк кажется знакомым духовным экспертам. Из старой рукописи как бы сияет свет...
Следует серия проверок, консультаций, сличений почерка (де Монфор оставил после себя ряд писем и проповедей). Наконец, объявляется результат: бумаги идентифицированы как принадлежащие перу отца Луи Мари де Монфора, в честь которого и названо Братство из особняка Сен Лоран! Название одной рукописи “Истинное почитание Девы Марии”, другой — “Тайны Пресвятой Богородицы”...
Братья из монастыря де Монфора потрясены, ошеломлены. Случайно ли подобное совпадение? Рукопись основателя Братства оказывается в сундуке, стоящем в доме, купленном его последователями! Не сам ли Ангел перенес ее сюда?
Местный епископ Люсон после консультаций с церковными властями делает запрос Папе, и после недолгих колебаний благословляет публикацию манускрипта. И с тех пор “Истинное почитание” выдерживает более ста изданий. Нельзя сказать, однако, чтобы судьба книги была триумфальной. Слишком запечатана, аристократична великая тайна, открытая книгой. Видимо, в настоящем веке к осуществлению ее призывались лишь единицы...
Сведения о биографии Монфора крайне скупы. Родился Луи Мари де Монфор в маленьком тихом городке в Бретани в 1673 году. Старший из семнадцати детей в семье. По окончании духовной семинарии в 27 лет становится священником и постригается в монахи.
В период борьбы с “ересью янсенизма” (наиболее яркий представитель “янсенизма” — Блез Паскаль) Монфор — в рядах первых сторонников христианского свободолюбия. В своих проповедях абстрактному, книжно-богословскому, безблагодатному христианству он противопоставляет особое почитание Божией Матери и узкий путь Ее приверженцев. Из множества Имен и ипостасей Приснодевы де Монфор особо акцентирует ипостась Посредницы (Ходатаицы). Умом молодого кюре завладевает мысль о священном Братстве Приснодевы. И мечта его осуществляется. Вокруг де Монфора объединяются приверженцы святого рабства любви.
В 1716 году Монфор тяжело заболевает. Известны его слова, сказанные в состоянии агонии. Перед смертью за его душой приходят демоны, но Монфор мужественно отвечает им: “Напрасно нападаете на меня! Мой путь окончен, чаша исчерпана, и грехи больше не умножатся!”
Дьявол воздвиг сильнейшую брань на святого за его особо трепетное почитание Пречистой Девы. В жизни де Монфор не был оклеветан и гоним, но, как свидетельствуют его письма и проповеди, война происходила в келье подвижника. Искушения, которым подвергал лукавый, не уступали брани святых отцов-пустынников.
Более ста лет де Монфор был совершенно забыт Западной Церковью. И уже в двадцатом веке, после многократного издания “Истинного почитания”, о нем вновь заговорили. 20 июля 1947 года состоялась его канонизация.
Поразительны предвидения де Монфора о дальнейшей судьбе его книги, говорящие о несомненно присутствующем в нем даре прозорливости. Дьявол, предсказывал Монфор, “окутает их (манускрипты) молчанием сундука, чтобы они не могли проявиться”. Но рукописи будут случайно обнаружены и будут пользоваться успехом.
Предсказания его полностью сбылись. Манускрипт содержался на дне сундука среди старых вещей более 126 лет. Кто только не побывал за это время в особняке Сен Лоран! Здесь жили оккупировавшие Францию пруссаки, здесь обитала школа-приют, госпиталь, гостиница... Наконец, особняк был куплен Братством де Монфора...
Обретенная маленькая рукопись выполнена в традициях средневековых трактатов с их параграфами, тезисами и пояснениями. Но при этом она — единое огненное устремление к Стопам Пречистой Девы, и ее тезисы и параграфы напоены благодатным Светом, осенены печатями Пречистой Девы, духовной радостью, любовью.
Известна поразительная запись Монфора, отразившая степень его собственной преданности Пречистой Деве: “Если бы я знал, что моя несчастная кровь может помочь мне в том, чтобы донести до людей всю правду о Божией Матери, так горячо почитаемой мной, я бы использовал ее вместо чернил”. И поистине, трактаты так впечатываются в сердце и запечатляются в нем, как запекшиеся слезы, поскольку написаны кровью сердца...
В “Истинном почитании” открывается, почему Господь желает, чтобы Его Мать была более известна, любима и почитаема, чем прежде: через Богородицу началось спасение мира, и через Нее оно должно быть завершено.
Пресвятая Дева почти не являлась при Первом Пришествии Христа. Но при Втором Пришествии Она должна стать известной и любимой, быть явлена Духом Святым, чтобы через Нее был любим, известен и почитаем Господь. Через Божию Матерь Господь впервые пришел в мир, и через Нее Он снова явится миру...
Через Нее, поясняет дальше де Монфор, придут в мир души, предназначенные просиять в будущем и определенные к святости Господа нашего Иисуса Христа. Обретший Божию Матерь обретает Жизнь вечную, или Иисуса Христа, Который есть “Путь, Истина и Жизнь” (Ин. 14.6). Но Ее обретает только тот, кто ищет. Отвергшие Ее отвергаются Господом. Следовательно, чтобы лучше знать тайны Пресвятой Троицы, необходимо прежде всего лучше узнать Саму Божию Матерь.
Здесь ключ к явлениям Ее, начиная с 1830 года, ключ к Белому Евангелию. Де Монфору была открыта миссия Пречистой Девы как Победительницы Красного Дракона, Предводительницы воинств Саваофовых. Пречистая должна “устрашить дьявола и его последователей, как армия, распаленная боем”, особенно в наши времена, потому что сатана, зная, что время его подходит к концу, удваивает усилия в своем стремлении разрушать души человеческие. “Он будет способствовать великим гонениям. Он расставит повсюду ловушки для верных и преданных слуг Божией Матери, для истинных детей, которых ему будет трудно победить и завлечь”.
Монфор свидетельствует, что жестокие преследования верующих будут продолжаться и особенно усилятся ближе к приходу Антихриста. Для обличения козней демонских и укрепления против столь воинствующего и распаленного врага, чтобы не оказаться в ситуации безнадежной и отчаянной, нам необходим Покров могущественного Друга. Им становится Пречистая Дева.
“Господь положил лишь одну вражду”, но она непримирима. Это борьба между Пречистой Девой и сатаной, между детьми и слугами Пресвятой Богородицы и орудиями в руках дьявола. Вражда, полагаемая между “семенем Жены”, человечеством Пречистой, и семенем змия (нечестивыми врагами Божиими) вступает в свою новую фазу. Дьявол будет изрыгать огонь из своих сопл. Предстоят великие трагедии, кровопролития, катаклизмы... Спасение и укрепление подастся лишь через Всепобеждающую в брани!
Изумительны слова, которыми де Монфор описывает силу Божией Матери: “Ей дана такая власть над дьяволом, что сатана боится Ее не только больше всех ангелов и людей, но в некотором смысле и больше Самого Бога. Не то чтобы Гнев Божий, Его ненависть против сатаны и Его могущество меньше, чем у Пречистой Девы; но сатана, будучи бесконечно гордым, страдает более от того, что его поразит и накажет маленькая Посредница, а Ее смирение ранит дьявола сильнее, чем Божественная сила. Дьявол боится уже одного вздоха Пресвятой Девы о душе больше, чем молитв всех святых”. И страницы Белого Евангелия представляют собой, по сути, великое поле сражения Пречистой Девы и апокалиптического Зверя.
Почитание Пресвятой Девы Марии в Западной Церкви исключительно высоко. Блаженный де Монфор, например, считал, что “души, призванные к спасению, заключены в утробе Пречистой Девы Марии и что они рождаются лишь в тот день, когда Пресвятая Дева производит их для жизни вечной” (с.10).
Предназначение души принять определенный образ в веке сем. Этот образ подается свыше Пречистой Девой или Ее соперницей. И тайна в том, чтобы, отбросив суету личных усилий, взять эту, свыше подаваемую нам, освященную и благословленную Богородичную печать.
Душе благословенно, как скульптору, изваять собственный образ. Но “ваятель может создать свое произведение двояким способом: либо пользуясь своим искусством, своими силами, своим умением и доброкачественностью своих инструментов, так чтобы из твердого и бесформенного вещества получилось изображение человеческой фигуры”. Либо он может “просто бросить это вещество в литейную форму”.
“Первый способ долог, труден и подвержен всяким досадным случайностям: неудачный удар молотка или ножниц часто может испортить все произведение. Второй способ скор, легок и ловок, почти не требует труда, ни затрат, лишь бы литейная форма была совершенной,... лишь бы вещество, которым пользуется ваятель, было гибким, мягким и податливым, без всякого сопротивления поддающимся его руке” (с.14).
Совершенная Литейная Форма для ваяния души — Пречистая Дева “Пречистая, совершенная Сама по Себе, делает и нас совершенными в Иисусе Христе” (с.14) .
Первый путь совершенствования души кончается досадливо бесплодно — личные усилия посрамлены. И есть ли смысл, говорит Монфор, пытаться самому слепить себя, искать заготовку, клише, форму, какими бы духовными достоинствами она ни отличалась? Зачем этот сизифов труд, если уже существует заранее, от века данное “совершенное духовное литье, несущее на себе полноту благодати образа Божия”, “Живая Литейная Форма”?
Тайна узкого пути (и здесь снова пересекаются пути святых Восточной и Западной Церквей) в приятии этой свыше посылаемой Совершенной Формы. Но необходим и мягкий, податливый материал: смиренная, вверившаяся Богородице душа.
Пречистая Дева и есть великая Ваятельница, возвращающая нам образ и подобие Божии (по образу и подобию Ее видения, Ее рождения, воспитания и любви ко Кресту). Она подает нам благодать и благословляет нести кресты “с терпением и даже с радостью” (с.20), так что под Ее Эгидой кресты горькие становятся сладкими, утешительными и блаженными...
Что же нужно для того, чтобы стать святым? — задает де Монфор вопрос в самом начале своего трактата. Ответ односложен: чтобы обрести святость, необходимо “обрести Божию Матерь, Ходатаицу и Подательницу всякой благодати” (с.21). Вся тайна, трудность и искусство узкого пути сводится к тому, “чтобы суметь по-настоящему обрести Пресвятую Деву Марию в сердце для того, чтобы получить изобилие благодати” (с.21).
Путь истинного почитания де Монфор определяет кратко: он состоит в том, чтобы “отдать себя целиком, как раба, Пречистой Деве Марии и Господу Иисусу Христу в Ней; и потом совершать все свои дела с Пречистой Девой Марией, в Пречистой Деве Марии, через Пречистую Деву Марию и для Пречистой Девы Марии” (с.26). Духовные чада де Монфора и по сей день совершают подобную ежедневную молитву, посвящая себя Ей, возобновляя свой завет с Пречистой Девой (и с Господом) и посвящая Ей свои труды, усилия, сокровенные помыслы... Эти посвящения — единственная духовная обязанность Богородичного священства в братствах де Монфора.
Луи де Монфор говорит и учит на исключительной глубине. Он призывает к принесению жертв Богородице. В действительности эти жертвы являются ничем иным, как отречением от жалких иллюзий, обладающих для нас ценностью лишь в силу завета с дьяволом.
“Нужно выбрать знаменательный день, — пишет святой, — предназначенный к тому, чтобы отдать себя, посвятить себя и добровольно пожертвовать ради любви и без всякого принуждения, всецело и без остатка...” (с.27-28). Он призывает таинника благодати Божией пожертвовать Пречистой без остатка греховное тело и душу, дабы обрести через Нее, духовную Родительницу и Ваятельницу, нетленные одежды, преображенные плоть и душу. Необходимо, далее, отдать Ей все внешние блага — это вторая жертва (дом, семья, доходы); и внутренние блага, принадлежащие душе (заслуги, дары благодати, добродетели и дела, совершенные во искупление грехов). Такая степень полного вверения и отдачи не предполагает в себе ни одной заслуги и добродетели.
Но все это вменяется в ничто перед главной предстоящей жертвой. Она столь сокровенна, что ее приносят лишь единицы из монахов. Эта жертва состоит в отдании самого дорогого, чем обладает душа, что не отдается в жертву ни в одном монашеском ордене — “в отказе распоряжаться самим собою, определять значение и силу своих молитв, милостыни, подвигов умерщвления плоти и дел, совершаемых в умилостивление за грехи” (с.28).
Эту великую жертву святые отцы Восточной Церкви определяют как совершенное смиренномудрие во Господе, всецелое вверение в волю Божию. Кажущееся извне легкодоступным, полное отдание себя в волю Божию наталкивается на множество препятствий и козней, чинимых лукавым, помутняющих ум, отводящих душу от узкого пути, восстанавливающих против духовного отца, братии... Но именно таков путь, в краткий срок ведущий в Царство Небесное. Учение святого де Монфора не просто близко к наставлениям православных старцев (например, оптинских подвижников) — они полностью совпадают...
Христиане называют себя рабами Божиими. Де Монфор пишет в своем трактате о трех типах рабства:
“Первое рабство есть рабство природное: и добрые и злые люди являются рабами Божиими в этом роде рабства.
Второе рабство есть рабство принудительное: демоны и осужденные на вечные мучения в аду являются рабами Божиими в этом роде рабства.
Третье рабство есть рабство любви, оно самоохотное”, свободное и добровольное, осуществляемое посредством Пречистой Девы Марии. Оно — “наиболее совершенный способ, которым может воспользоваться тварь, чтобы всецело отдать себя своему Творцу” (с.32). Де Монфор полагает это добровольное рабство наивысшим родом свободы.
А вот сентенция, поистине венчающая многотрудный путь исканий и богодухновенных наитий этого Богородичного Экклезиаста: “Без Пресвятой Девы все наши дела ничтожны” (с.37).
Почитание Пречистой Девы Марии “делает душу истинно свободной — свободою детей Божиих”. Тем, кто прибегает к Ней с любовью (в свободе), Она расширяет сердце и заставляет “гигантскими шагами идти по пути заповедей Господних” (с.41).
Монфор приводит и другое действие ангелов Пречистой: они устраняют пассивные страсти (тоску, уныние, одиночество, печаль, саможаление), размножающиеся в натуре, преданной завету с дьяволом. Ходатаица Небесная одним движением руки устраняет и снимает эти дурные состояния души.
Итак, мы должны отдать, посвятить себя Ей, стать орудием в руках Пречистой Девы, “дабы Она действовала в нас, от нас и за нас...” (с.44). Одной из тайных учениц Своих Господь сказал: “Стань рабой Моей Матери, надень на себя Ее цепи”. Она так и сделала; и в тот же миг все ее беды прекратились... (с.42)
Путь истинного почитания велик и многосложен, и удача на нем сопутствует тому, кто с искренним сердцем, не укрывая ни одного греха, не тая ни одного помысла, открывает сердце Приснодеве. И “нужно трудиться, неустанно пребывая в трудах благочестия, направленных к истинному почитанию Пресвятой Девы Марии, чтобы таким образом иметь в себе Ее душу и дух” (с.49).
Благодать возвращается к своему источнику по тому же пути, по которому она пришла к нам, вот почему мы должны притечь к этому Вместилищу всяческой благодати, Пречистой Деве Марии. Она привела в мир Господа, и через Нее мы возвращаемся к Нему.
Своим врагам и недоброжелателям среди современников, упрекавших де Монфора в том, что почитание Пречистой Девы как бы уводит от Христа, Монфор приводит следующие доводы. Предать себя в руки Пречистой означает “подражать Богу Отцу, который дал нам Своего Сына не как-либо иначе, а через Пречистую Деву Марию, и Который подает нам Свои благодатные дары только через Пречистую Деву Марию; значит подражать Сыну Божию, Который пришел к нам не как-нибудь иначе, а через Пречистую Деву Марию и Который, подавши нам пример делать все так, как делал Он, призвал и нас приходить к Нему тем же способом, каким Он пришел к нам, т.е. через Пречистую Деву Марию” (с.34), и подражать Святому Духу, благодатью домостроительствующему в веке сем.
Книги отца де Монфора можно назвать воистину целительными. Его цель — привить душу к Древу Пречистой Девы. Все до одного руководства, с первого до последнего слова, являются, по сути, раскрытием тайны Богородицы как Посредницы между Богом и человеком в деле освящения, обожения и преображения естества в нетление. Основная мысль де Монфора: путь к Богу без посредующего Лона Пренепорочной, без живой “Литейной Формы” бесполезен, тщетен, обречен. Не потому ли столькие потерпели крах в попытках самосовершенствования, что не знали благого пути? И у Матери-Церкви есть своя Покровительница, назвавшая Себя Матерью Церкви — Mater Ecclesiae (в Монтихиарском откровении).
Монфор предвидел бойкот, которому подвергнет дьявол его книгу. Великая тайна обретения Господа через Небесную Посредницу, Ходатаицу убийственна для дьявола. Потому столь окрадено почитание Пречистой Девы, Ее роли и миссии. Но Сама Небесная Путеводительница устраивает судьбы и уделы, сообразуя их с промыслительными сроками. И Тайну тайн, открытую святому де Монфору, Она ныне прещедро, золотыми россыпями, горстями Небесного Слова Божия рассыпает по страницам Белом Евангелия. Ее призыв, по сути, тот же: вернитесь ко Христу через Ту, Которая дала вам Его!
Избранная быть Посредницей в деле освящения Адама, Приведшая в мир Спасителя вновь являет Его нам, но уже не во внешнем образе, но в духовных Вифлеемских яслях, в духовной Гефсимании, в преображенном Ханаане...
Нельзя сказать, чтобы обнаруженная в 1842 году рукопись произвела революцию в богословии наподобие доктрины Лютера. Мир жаждет крови и с легкостью отдается в руки кровожадного дракона. А путь самостеснения, вверения и облагодатствования требует великих усилий и жертв.
Для нас, прошедших через множество египетских лабиринтов и испытавших, казалось бы, все и вся, эта стезя и эта дверь остается новой. И Богородичный путь, по сути, единственное неизведанное миром пространство. Его-то и преподносит нам Божия Матерь как совершенный рецепт спасения. Ибо чего мы еще не познали? Востока ли? Огосударствленного христианства с его мертвородными структурами и клише, препятствующими духовно-соборному возрастанию личности и следованию по ступеням совершенств? Не познали ли мы иного, еретического христианства, вне Причастия Святых Даров и без Божией Матери? И не довольствовались ли мы христианством преподнесенным как бы из вторых рук — от лица художников, поэтов, богословов и философов?
Не пришло ли время испить благодати, источающейся из Самих пресветлых уст Пречистой Девы, внять Слову Той, Которая Сама являет Себя нам, поучает, наставляет?
О величайшее время, дарованное тем, чье тело уже сжимают челюсти дракона! О радость слышать и быть услышанным Богом Живым! И Пречистая обещает нам в российском Откровении одним движением руки копьем архангела Михаила поразить чудовище в самое сердце, да расцепит челюсти и отпустит на алтарь Богу Вышнему жертву, которую приметил для себя!...
Архиепископ Иоанн. “Белое Евангелие”. Об уникальных Явлениях Божией Матери последнего времени. © “Новая Святая Русь”, Москва, 1995, стр. 11.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ!