best free website templates

БЕЛОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

НАЗАД    ВПЕРЕД

Глава 2. Прообразование Божией Матери в Ветхом завете

Тобою напоены страницы Ветхого завета — начало глав Премирного Белого Евангелия. Ты излилась на них прещедро и премудро, запечатлев здесь трепет Своего прободенного Сердца и светолитие неизреченной Любви, Мария, Мать Божественной премудрости и благодати. В библейских сюжетах мы везде ощущаем Твое дыхание, напоенное горними ароматами, Твое таинственное соприсутствие и соучастие. Ты наставляешь, долготерпишь, милуешь, благословляешь.

Великие старцы и пророки Ветхого завета, стяжав Твои превечные печати, преподали нам Божественное Слово, воспринятое от Тебя.

Грозный пророк Божий Моисей и кроткий псалмопевец Давид, тайнозритель горнего мира, провидец будущего века Исайя и огненный обличитель всяческого греха Иеремия, видевший огненную Колесницу Твоей Славы Иезекииль и прозревавший Крестное Распятие Захария наставлялись в школе Твоей премудрости и, получив тайное ведение о Тебе, старались отобразить Тебя, Неотобразимую и Неизреченную, в прекрасных символах, доступных для восприятия человеческого.

Тебя воспевал Моисей, когда излагал неизъяснимые тайны Сотворения Мира: “В начале сотворил Бог Небо и землю” (Быт.1.1)...

Ты — мысленное Небо духовное, Ты — Дух Божий, в образе голубя носившийся над бездной и разделивший тверди. Голубица Ангельская — Дева Непорочная, Нетварный и Превечный Свет, низведенный Господом для осияния сотворенной вселенной, Свет, исходящий от Колесницы Славы Твоей. Ныне же мысленная Твоя новая вселенная — Святая Русь...

Два великих светильника, созданных Господом и “поставленных на тверди небесной, чтобы светить на землю” (Быт.1:15), прообразуют Тебя и Супротивницу Твою. “Светило большее для управления днем” (Быт.1:16) — звезда Марии. “Светило меньшее для управления ночью” (Быт.1:16) — дьяволица, теневая держава косвенного промысла.

Пресмыкающиеся, произведенные среди вод, — соблазны и грехи. Птицы небесные — святые добродетели. Дождь, посланный на землю, — Твои слезы у Креста. Рай, насажденный в Эдеме на востоке, — прообраз Иерусалимской горницы, где Ты открылась апостолам как Превечная Церковь и низвела благодать огненных языков. (См.: Быт.1:21;2:8)

Великое откровение о брани Жены Облеченной в Солнце Богородицы Девы Марии с Красным Драконом-древним змием — дано еще в третьей главе Книги Бытия. И там же помещено пророчество о победе семени праведной Жены, духовного Израиля, воинов Илии и Эноха, над семенем змия — духом дьяволицы-Супротивницы...

Ты — Источник вод, забивший в Синайской пустыне и напоивший жаждущий народ Божий. Ты — гора Синайская, на которую сошел Господь в облаке и огне, прообразуя Свое таинственное зачатие в Твоей Пренепорочной Утробе от Духа Святого.

Не Тебя ли воспевал псалмопевец Давид едва ли не в каждом стихе, и не Твое ли царственное достоинство он провидел, говоря о Славе Дщери Царевой, сокрытой внутри Нее, в одежду превыспреннюю облеченной? И не Твоей ли красоте поклонялся автор “Песни Песней” и, живописуя неизреченное сияние Славы, данной Тебе, сравнивал ее с блистанием зари и ослепительной светлостью Солнца?..

Не Твою ли грозную ипостась Предводительницы воинства Небесного провидел пророк Михей, когда возглашал: “Встань и молоти, Дщерь Сиона; ибо Я сделаю рог Твой железным и копыта Твои сделаю медными, — и сокрушишь многие народы и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли” (Мих.4:13).

И не о Твоем ли веке Славы предвозвещал праведный Исайя — “И будет в последние дни: Гора Дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Ис.2:2) И не о Таинстве ли Второго Духовного Рождения от Тебя, снимающем покрывало дьявольского гипноза, глаголет он, прорекая: “И уничтожит Господь на горе сей покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц” (Ис.25:7-8).

Дщерь Сиона — Приснодева. Гора Дома Господня — Преображающаяся Богородица, возвышенная над холмами меньшими. К Ней притекут народы, обратятся взоры миллионов, и скажут: “Приидите, и взойдем на Гору Господню и в Дом Бога Иаковлева” (Мих. 4:2).

Ты и Гора и Дом. Ты — Утренняя Звезда, Дневное Светило, земное Небо, Ковчег Господень и Скиния, Светом Невечерним осиянная. Ты — Слава Колесницы Божией и Облако Светозарное, водившее народ Божий в годину странствий.

Сколько Имен Твоих начертано на страницах Живого Белого Евангелия, запечатлевшего вечное во временном? — Не менее пятисот, и каждое способно осиять миры и проницать их Светом нетления.

В час, когда все пятьсот Имен Твоих просияют в преображающихся воздухах, совершится спасение мира, и Золотая Корона в сияющих лучах опустится над Новой вселенной. И наступит Венчальный Век Славы Пресвятой Троицы. И упокоятся в умиленном созерцании рядом сидящие лев и агнец, пантера и голубица, волк и ягненок, змея и мышь (См.:Ис. 65:25). И тогда совершатся светлые пророчества Михея:

“А Ты, Башня стада, холм Дщери Сиона! К Тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима” (Мих.4:8).

Возвратится к Тебе владычество, определенное свыше, благодатью дышащая, воздымающаяся в Небо, воодушевленная Гора Сионская! И в час, когда Господь наведет бедствия на землю, чудодейственно будут хранимы сироты Твои под кровом крыл Твоих нетленных.

...Задыхается Дракон, захлебывается злостью, глотает Крест! Окровавленный уползает в смрадную пещеру. Вот слова, которые Господь изрек о нем: “Презрит тебя, посмеется над тобою девственная Дщерь Сиона, покачает вслед тебя головою Дщерь Иерусалима”.

Девствующая Дочь Сиона — не прямое ли указание на Пречистую? Ей отдал Господь венец святых превечных добродетелей Своих. Тобой привьется иссыхающее древо рода Адамова к Древу Жизни вечной!

У избранных Тобой, кому Ты втеснила во внутренняя Свои преблагоуханные печати-белые пергаменты, кто причащался от Тебя белой горней манны, кто вкусил и съел белый свиток, поданный Твоей Десницей, не хватало слов для славословия Твоей Неизреченной красоты. И провидели Белый Град Иерусалимский, опускающийся с небес, и воспевали его величие: “Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой и Слава Господня взошла над тобою” (Ис.61:1).

И изумлялись неизъяснимой Славе Твоей Церкви, живой, пульсирующей током Голгофской Крови, Плоти Господней, облистанной невечерним Фаворским Светом — Светом Купины Неопалимой, явившейся Моисею в пустыне. Церкви, объединяющей в надмирном соборном единстве сонмы душ живых и усопших.

Эту Церковь провидел псалмопевец Давид, восклицая о Тебе, восприявшей под Своим всемилостивым Покровом сынов Израилевых, прообразовавших Израиль духовный: “Расположившись в уделах своих, вы стали как Голубица (Божия Матерь-Церковь), крылья Которой покрыты серебром, а перья золотом (образ Славы Богородицы, олицетворенной Церкви, образ Ее глубочайшей таинственной связи с Третьей Ипостасью Пресвятой Троицы — Духом Святым). Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она засияла как снег на Селмоне (образ Церкви Небесной, Белого Иерусалим-Града, сошедшего на землю после победы над мировым злом)”.

Вселенский, всевместительный, всепокрывающий строй Твоего сердца и Твое достоинство Царицы Неба и Земли открывалось Исайей, когда он восклицал: “И придут народы к Свету Твоему, и цари — к восходящему над Тобой сиянию. Возведи очи Твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к Тебе; сыновья Твои издалека идут, дочерей Твоих на руках несут...” (Ис.60:3,4). “Тогда увидишь и возрадуешься, богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя, принесут золото и ладан и возвестят Славу Господню. Все овны Кидарские будут собраны Тебе, овны Неваиофские послужат Тебе: взойдут на алтарь Мой жертвой благоуханною, и Я прославлю Дом Славы Моей” (Ис.60:5-7).

Это вдохновенная песнь Третьего завета о Новой земле и Новом небе, о преображенном человечестве, предстательством Богородицы приносящем совершенную сердечную жертву на алтарь Славы Господней.

Придет, придет час Славы Твоей, Пречистая! К Тебе обратятся все народы. Сыновья Твои, идущие издалека, присягнувшие Тебе многоскорбные иноки, дочери Твои, несомые на руках, охраняемые ангелами агницы смиренные, инокини верные. Тогда увидишь и возрадуешься, Многоскорбная, и расширится в скорбях сердце Твое, и нетленное богатство, данное Тебе от Господа, станет достоянием народов и принесет неслыханное умножение благоденствия в мире.

“Прославлю прославляющих Меня” (1Цар.2:30). — “Блажен славящий Господа! — восклицает псалмопевец, — Славою великою и неизреченною!”

“Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?” — спрашивает Артаксеркс Аммана (Есфирь 6:6) И что будет с Сыном, пришедшим в мир славить Отца?
— Вечная Слава на земле и на Небесах!

И что надлежит Матери Креста, Матери Голгофской, Новой Еве, вот уже 2 тысячи лет бескорыстно, таинственно, неугодливо для мира славящей Голгофу Распятого?
Вечное прославление надлежит Ей! — И будут ублажать Ее все роды... (Лк. 1:48)

Одесную Господа Стоящая, Вошедшая в Славу Троицы, Облаченная в жемчужную мантию с золотым венцом из 12 звезд, пришла в новую Вифлеемскую пещеру, опустошенную Россию, мученицу Русь Святую в который раз претерпеть здесь скорби и кресты и принести требуемые жертвы...

Ты принесла нам Господа на руках Своих и подаешь Его в надмирном форуме любви и покаяния. Так какими словами воспеть Тебя, Олицетворенная, всесовершенная Слава Господня?

“Единственная Она, Голубица Моя, Чистая Моя!” — восклицает Жених о Невесте, Христос о Пречистой устами Соломона (Песн.П.6:9). “Увидели Ее девицы (святые девственные души) и превознесли Ее царицы и наложницы (сочетанные и званные) и восхвалили Ее” (Песн.П.6:9).

“Кто Эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?” (Песн.П.6:10)

— Пречистая! — восклицаем мы вместе с царем Иерусалимским.

Она воистину прекрасна, как луна, блистательна, как денница, светла, как солнце, и грозна во главе ополчений ангельских с развевающимися небесными хоругвями! Пытаясь выразить восторг от созерцания неизреченной Славы Богородицы, премудрый глаголет:

“О Ты прекрасная. Возлюбленная Моя, Ты прекрасна! Глаза Твои голубиные под кудрями Твоими; волоса Твои, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской”... Упоенный сладостной благодатью и горним благоуханием, мироточащимся от Небесной Гостьи, он восклицает: “Сотовый мед каплет из уст Твоих, Невеста” — ибо сладки слова премудрости Божией, сходящие из уст Твоих. “Мед и молоко под языком Твоим...”, ибо Ты воистину Млекопитательница Небесная всех сирых чад Своих. “И благоухание одежды Твоей подобно благоуханию Ливана!” (Песн. п.4:11) — ибо Ты есть фимиам молитвенный, воскуряемый на Престоле Вседержителя.

Провидя чудодейственное зачатие Христа от девственной утробы, Соломон изрекает о Тебе: “Запертый Сад, — сестра Моя, Невеста, Заключенный Колодец, Запечатанный Источник...” (Песн.П.4:12) Его же один Христос распечатал и воду живую низвел, и Сад Эдемский — Богородичное Лоно — отворил для верных. И возблагоухали сады райские, и приняли Богородичных сирот — “Рассадники Твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами” (Песн.П.4:13-14). И излились потоки воды живой — благодати Божией, ибо Ты, Пречистая, есть Источник неиссякаемый вод благодатных, в рай текущих: “Садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана” (Песн.П.4:15) 

“Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?” — вещает Приснодева, созерцая мир в Преображении Своем. И распускаются под Ней сады ореховые, виноградные лозы, гранатовые яблоки. И на месте радиоактивных пустошей восстает зелень долин...

Вот Она восходит на Колеснице Славы — “Башня Ливанская, обращенная к Дамаску. Голова Твоя на Тебе, как Кармил, и волосы на Твоей голове, как пурпур...” (Песн.П. 7:5-6).

Когда Она говорит, замирает тварь. Внимают птицы небесные, останавливается ход времени, прекращается мучение грешников, прислушиваются змеи, гады ползучие, благословляются дикие звери и умиляется домашний скот. Животные начинают говорить человеческими голосами, а люди сподобляются ангельского просвещения. На землю нисходит благодать Седьмого неба, неведомая даже горним иерархиям. И открываются тайны от Превечного Завета Троицы, недоступные до того величайшим из мудрецов. И сонмы сонмов склоняются перед Ней и славят Cовершенную совершенных. Белые свитки сходят с неба. В них запечатлеваются имена праведных. А на обратной стороне — исповеданные грехи.

Одушевленным Градом Божиим, Городом Святых именует Богородицу Священное Писание. Преславная, “возвещается о Тебе Град Божий”, “О Сионе будут говорить — такой-то и такой-то Муж родился в Нем, и Сам Всевышний укрепил Его” (Пс.86:5).

Сион — Святое Лоно Непорочной. И если благолепно в сердце отождествить Пречистую с Сионом и Иерусалимом, не значит ли это, что все слова, обращенные ко Граду Божию, Иерусалиму Новому пророками и летописцами Священного Писания, прославляют Деву Светов, Матерь Славы Иисуса.

Одушевленным Градом приснодевствующего царя — Вместилищем Бога Живого нарекает Тебя псалмопевец. И Сирах благодарственно сетует на невозможность полного познания Тебя: “Скорее можно исчислить звезды небесные и сосчитать песок морской, чем бренному и оскверненному языку постичь Славу Твою и совершенство”. О Тебе свидетельствует Соломон: “Премудрость создала себе дом” (Притч.9:1). Превечно превышняя Премудрость — Христос-Спаситель избрала Тебя для Своего пребывания на земле, Пространный Град и Белую Палату.

Не о Тебе ли говорил пророк Варух: “О Израиль, сколь велик Дом Божий и пространно место его, сияние его велико и нет ему конца” (Вар.3:24-25). Богородица — Дом Божий, Храм Превечный, вмещающий в себя все мироздание.

И если прекрасный, совершенный рай устроил Господь для ветхих Адама и Евы, то сколь более совершенное жилище предуготовано для Адама Нового, Иисуса Христа? Дом этот Господь создал уже не для человека, но для Самого Себя. Дом этот — царственный Твой Белый Град Иерусалим, Ты Сама, в Который благоволил прийти Небесный Агнец, совершенный человек и Бог. И если, восклицают святые, для пребывания человека, от земли взятого (1Кор.15:47), сотворил Господь прекрасный совершенный рай, на который с удивлением взирали очи сотворенных, то сколь более совершенную Обитель и Дом воздвиг Он для Самого Себя, сколь более совершенную Скинию уготовил Он для пребывания на Небесах!

Таинник благодати Божией, восхищенный умом на небеса, пророк Исайя, так говорит о Городе Небесной Славы, потрясенный его великолепием: “Вот, я положу камни Твои на рубине и сделаю основания Твои сапфиром; и сделаю окна Твои из рубина, и ворота Твои из жемчужин, и всю ограду Твою — из драгоценных камней” (Ис.54:11-12).

И продолжает открывать тайны небесные: “Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как Свет, правда Его и спасение Его, как горящий светильник” (Ис.62:1) — т.е. доколе Град Небесный Иерусалим не сойдет на землю. “И увидят народы правду Твою, и все цари — Славу Твою, и назовут Тебя новым Именем, которое нарекут уста Господа” (Ис.62:2) — Богородицей Девой Марией, Матерью Божественной Любви.

В сем же Граде свершится в полноте превечное таинство надмирного Брака Царя и Царицы, Жениха и Невесты, таинственный смысл которого в обожении всего сотворенного бытия: “И будешь Венцом Славы в руке Господа и Царскою Диадемою на длани Бога Твоего” (Ис.62:3). “Как юноша сочетавался с девою, так сочетаются с Тобою сыновья Твои” (Ис.62:5), все рожденные от Тебя Вторым Духовным Рождением во Христе. “И как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог Твой” (Ис.62:3). И “не зайдет уже солнце Твое и луна Твоя не скроется; ибо Господь будет для Тебя вечным светом” (Ис.60:20) и утешит Страдалицу Свою, Агницу смиренную, Сопричастницу Страстей Христовых у Креста Голгофского, понесшую на Себе греховную чашу ветхого Адама.

Богородица не просто прообразована на страницах Ветхого завета — Она есть его живая трепетная ткань, Источник вод живых, наполняющий Собой весь контекст Библейских событий.

Библейские тексты, прочитанные Богородичным оком, предстают пред внутренним взором как бы единым благоуханным белым свитком, запечатлевшим на себе печати Приснодевы, белым пергаментом, через который проступают живые Лики Богородицы, олицетворенного Древа Жизни, насажденного у источника вод, приснотекущего в рай. И вкушаем от этого Древа, насыщаясь его райскими плодами, и пьем воду из благоуханного источника и причащаемся светоносных печатей, прозревая горний мир.

Аминь. 

Архиепископ Иоанн. “Белое Евангелие”. Об уникальных Явлениях Божией Матери последнего времени. © “Новая Святая Русь”, Москва, 1995, стр. 3.

ОБ АВТОРЕ :: СКАЧАТЬ ТЕКСТ КНИГИ :: СЛОВО БОЖИЕЙ МАТЕРИ В РОССИИ :: КОНТАКТЫ 


© Религиозная организация "Община Православной Церкви Божией Матери Державная г.Павловский Посад Московской области", 2020 г. 18+

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Все права на материалы, опубликованные на сайте https://beloe-evangelie.avemaria.ru/ охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование допускается с обязательной активной ссылкой на источник. Редакция не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ!